Что такое телемедицина?

12.05.2021

Термин телемедицина возник из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году.

  • Телемедицина — это такое предоставление медицинских услуг, при котором расстояние не является критическим фактором, а специалисты здравоохранения используют информационные и коммуникационные технологии для обмена необходимыми, достоверными и достаточными сведениями для диагностики, лечения и предотвращения заболеваний, для проведения исследований, обязательных для точной и объективной оценки состояния пациента.
  • Также телемедицина является инструментом для непрерывного обучения работников общественного здравоохранения, обмена опытом между врачами в интересах сохранения здоровья человека.

Внедрение телемедицины в нашу жизнь длилось более трех десятилетий потому, что одна из основных причин неудач многих телемедицинских проектов была связана с тем фактом, что их разработка была сосредоточена больше на самой технологии, чем на конкретных потребностях людей.

Сегодня цифровая медицина может немедленно сформировать рекомендации пациентам, которым требуется медицинская помощь. Интерактивные сервисы работают в реальном времени. Для этой цели используется несколько различных средств связи, в том числе по телефону и через интернет. Сбор анамнеза и консультация по поводу наличия симптомов, а затем оценка, аналогичная той, которая обычно проводится во время личных встреч, могут быть проведены для пациента, находящегося дома.

Некоторые конкретные задачи, которые должна решать система телемедицины

  • Организовать услуги интерактивной диагностики и видеоконференцсвязи.
  • Отправлять и доставлять диагностические снимки в рекордно короткие сроки.
  • Ускорять диагностику с участием требующихся специалистов.
  • Обеспечивать высокую точность диагностики.
  • Приводить к терапевтическим решениям с наилучшим медицинским качеством.
  • Предоставлять «второе мнение» в диагностике и лечении.
  • Усилить эффективность работы ЛПУ.

Что нужно знать о телемедицине?

Телемедицина открывает путь к появлению нового типа медицины, дистанционной, но более близкой к пациенту.

Телемедицина, как форма удаленной медицинской практики, с помощью новых технологий позволяет с помощью интернета и мобильных технологий связывать пациента с врачами, контролировать его состояние здоровья, получать лекарственные назначение, проводить мониторинг хронических заболеваний и т. д.

Оптимальным вариантом может стать применение такой телемедицинской технологии, как комплект цифровых медицинских устройств, часто представляющий собой телемедицинский чемоданчик с программно-аппаратным комплексом для оперативного обследования и оборудованием для передачи полученных данных профильным специалистам по дистанционной связи.

Различаются несколько форм удаленной помощи:

  • телеконсультации позволяют пациенту получить медицинское заключение врача, который не присутствует в непосредственной близости. Информация о болеющем, такая как медицинские изображения или биосигналы, может быть по мере необходимости отправлена ​​специалисту. Эта форма телемедицины основана на анализе сведений, принятых с цифровых медицинских приборов, а не на физическом обследовании.
  • онлайн-наблюдение дает возможность контролировать состояние здоровья пациента по результатам анализов, дневников самонаблюдения (преимущественно по электронной почте). При удаленном мониторинге часто используют технологические устройства для дистанционного отслеживания состояния здоровья. Это широко используется при лечении хронических заболеваний, в том числе при ссз, сахарном диабете и астме. Преимуществом такого формата являются экономичность, более частый врачебный мониторинг и повышение удовлетворенности пациентов. Существует некоторый риск того, что тесты, проведенные самими пациентами, могут быть неточными, но, тем не менее, обычно считается, что полученные данные схожи с результатами измерений, выполненных профессионалами.
  • Телеэкспертиза объединяет врачей для проведения консилиума и совместной подготовки медицинского заключения.
  • Телереабилитация использует технологии для общения и проведения клинической оценки и лечения пациентов в период восстановления после болезни. Визуализация достигается видеоконференциями и веб-камерами, которые обычно используются для передачи более наглядной информации о симптомах и клиническом прогрессе.

Конкретный пример

Вне зависимости от формы и целей телемедицинского контакта, врачу нужны достоверные и свежие анализы пациента.

Например, онлайн-терапевты почти всегда хотят изучить анализ мочи пациента, потому что этот комплекс скрининг-тестов дает возможность оперативно выявить целый ряд распространенных заболеваний, начиная от инфекции мочевыводящих путей, почечных расстройств, проблем с печенью до диабета или других метаболических состояний.

Этот анализ обычно связан с определенными неудобствами, денежными и временными затратами, а также с необходимостью неоднократного посещения врача.

Проблема может упроститься для пациентов с хроническими заболеваниями или беременных женщин, которым требуется регулярное наблюдение за состоянием мочи. Российская компания «Этта» выпустила портативный прибор для анализа мочи, который можно использовать в медицинских учреждениях, для исследований на местах выезда мобильной бригады медиков и в домашних условиях.

В клинической практике анализ мочи является наиболее распространенным методом диагностики и мониторинга. В телемедицине с помощью предлагаемого компактного устройства, пациенты могут, не выходя из собственной ванной комнаты собирать данные по 11 показателям здоровья, наиболее часто необходимым для диагностики.

Персональный прибор для анализа мочи ETTA AMP-01 предназначен для ведущих телемедицинские консультации урологов, гинекологов и нефрологов, позволяет сделать услуги этих специалистов более доступными для пациентов. Прибор умеет анализировать мочу с помощью тест-полосок по одиннадцати параметрам, что является одним из самых удобных и эффективных методов тестирования в своем роде. Этот инструмент позволяет получить качественные или полуколичественные результаты и немедленно отправить их к консультирующему специалисту. Точность измерений не отличается от параметров стандартных клинических тестов.

Для проведения анализа тест-полоска окунается в резервуар с мочой, вставляется в кассето-приемник, затем нажимается кнопка для обработки. Результат теста доступен через 1 минуту.

Алгоритм, встроенный в систему, позволяет определить такие параметры, как состояние почек и сердца, вероятность диабета, инфекции мочевыводящих путей и т.д.

Новый инструмент работает в сочетании с мобильным приложением NetHealth, которое можно бесплатно загрузить из Apple Store и Google Play. Используя приложение, требуется загрузить результаты в свой «Личный кабинет» на NetHealth.ru или отправить их лечащему врачу для телеконсультации.

Устройство весит 180 г. и имеет размеры «толстого» смартфона (126x73,5x30 мм). Аккумулятор обеспечивает 250 тестов без подзарядки.

Какие правила надо соблюдать онлайн-практикующим врачам?

  1. Врач, к которому обращаются за помощью с использованием телемедицины, обязан уже иметь качественное досье на своего пациента, собранное при личных встречах. Медицинская карта заболевшего должна быть полной с подробным описанием ранее выполненных действий и предписаний.
  2. Персональные данные специалистов, которые ранее лечили пациента, также необходимо сообщать для возможного контакта.
  3. Всегда важно отмечать в карте время и дату медицинских вмешательств.
  4. Чтобы медицинский работник мог заниматься телемедициной, необходимо следовать медицинскому законодательству и заключить все необходимые договора и соглашения, как между врачом и пациентом, так и с другими профессионалами, задействованными в процессе диагностики и лечения.
  5. Лечебное учреждение согласно закону обеспечивает конфиденциальность информации, проходящей через компьютер.

Как организованы виртуальные встречи с лечащим доктором?

  • Сначала через специальные цифровые сервисы пациент записывается на прием.
  • Врач отправляет пациенту ссылку для входа на защищенный сайт или в приложение. Это соединение можно установить с любого устройства (планшета, смартфона, компьютера), если оно оснащено веб-камерой.
  • Пациентам, у которых нет доступа к Интернету, которые не знают, как подключиться, может помочь другой квалифицированный медицинский работник (фармацевт, медсестра и т. д.).
  • Способы оплаты такие же, как и при классической консультации (кредитная карта, счет).

Является ли телемедицина заменой очного приема врача?

Телемедицина нацелена в первую очередь на людей, живущих в «медицинских пустынях» — отдаленных районах и деревнях без врачей, которым приходится преодолевать многие километры, чтобы проконсультироваться, или ждать месяцами, прежде чем попасть на прием. Однако она не предназначена для замены традиционных кабинетов врачей.

Телемедицина внутри клиники

Отрасль здравоохранения переходит от личного ухода к виртуальному и непосредственно на территории клиник. Частные практики и медицинские учреждения быстро адаптировались к новым алгоритмам профессионального взаимодействия, это позволяет им оставаться гибкими в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

В настоящее время телемедицина является ключевым решением для повышения скорости оказания медицинской помощи и улучшения качества обслуживания пациентов. Поэтому организаторы здравоохранения стали проявлять повышенный интерес к комплексным решениям, например к таким, как инновационные мобильные стойки, разработанные специально для удовлетворения потребностей здравоохранения, предоставляемого в крупных больничных системах для удаленных клиник. Такие передвижные тележки для телемедицины открывают возможности удаленных консультаций, административного сотрудничества и телемедицины, организуют безопасную и эффективную консультацию экспертов.

Телемедицинские стойки, такие как Мобильная стойка v2 (телемедицинская) принадлежат к классу аппаратно-программных комплексов, позволяющих медицинскому учреждению создать автоматизированную телемедицинскую систему с использованием парка медицинского оборудования, имеющегося в учреждении.

Такой телемедицинский стенд полностью соответствует требованиям, содержащимся в 242-ФЗ «О телемедицинских технологиях». В нем дано определение медицинских онлайн-услуг, как информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие медработников в дистанционном формате, как между собой, так и с пациентами, включая в этот круг их законных представителей. Так же поставщик телемедицинских услуг обязан взять на себя ответственность за проведение идентификации и аутентификации указанных лиц, проводить полное документирование их действий при заключении, консультировании, дистанционном медицинском мониторинге состояния здоровья пациентов.

Преимущества данного решения очевидны:

  • Онлайн-встречи с консультантом, доступные с удаленной рабочей станции;
  • Выполнение экстренных и плановых телемедконсультаций;
  • Трансляция на находящееся удаленно рабочее место консультанта видеоизображения в реальном времени с медицинских приборов (эндоскопов, УЗИ, прикроватных мониторов, отоскопов, кольпоскопов, офтальмоскопов, ангиографов и т.д);
  • Интеграция со всеми видами телемедицинских систем и систем видеоконференцсвязи, которые были ранее установлены в медорганизации.
  • Возможность подключения выбранного аналогового или цифрового медицинского оборудования, захвата изображений в формате DICOM и автоматической передачи медизображений в центральный архив.
  • Консилиумы специалистов, обучение, встречи, удаленные консультации с врачами из других больниц, мониторинг послеоперационных пациентов.

Возможность организации медицинской помощи на расстоянии, тем самым решая проблему равного доступа к квалифицированной помощи для жителей отдаленных регионов. В будущем это решение может быть использовано и для реализации нацпроектов в сфере медицины и здравоохранения.

Врачи в целом поддерживают развитие телемедицины, потому что она позволяет сэкономить время, усовершенствовать профилактику и облегчить доступ к медицинской помощи. В период пандемии более 84% докторов стали использовать в своей работе смартфоны или цифровые планшеты.

Похожие статьи

12.05.2021
Интернет медицинских вещей — это совокупность медицинских устройств и приложений, которые могут подключаться к системам информационных технологий здравоохранения с помощью сетевых технологий
12.04.2021
В настоящее время под термином «телемедицина» в России зачастую понимается видео-конференция с лечащим врачом. Во время такого «виртуального» приема врач можем произвести опрос пациента и рекомендовать лечение.
30.06.2021
Для оснащения медицинских кабинетов используют защищенное рабочее место врача, которое позволяет предотвратить несанкционированный доступ к информации и обеспечивает защиту данных.