Термин телемедицина возник из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году.
Внедрение телемедицины в нашу жизнь длилось более трех десятилетий потому, что одна из основных причин неудач многих телемедицинских проектов была связана с тем фактом, что их разработка была сосредоточена больше на самой технологии, чем на конкретных потребностях людей.
Сегодня цифровая медицина может немедленно сформировать рекомендации пациентам, которым требуется медицинская помощь. Интерактивные сервисы работают в реальном времени. Для этой цели используется несколько различных средств связи, в том числе по телефону и через интернет. Сбор анамнеза и консультация по поводу наличия симптомов, а затем оценка, аналогичная той, которая обычно проводится во время личных встреч, могут быть проведены для пациента, находящегося дома.
Некоторые конкретные задачи, которые должна решать система телемедицины
Что нужно знать о телемедицине?
Телемедицина открывает путь к появлению нового типа медицины, дистанционной, но более близкой к пациенту.
Телемедицина, как форма удаленной медицинской практики, с помощью новых технологий позволяет с помощью интернета и мобильных технологий связывать пациента с врачами, контролировать его состояние здоровья, получать лекарственные назначение, проводить мониторинг хронических заболеваний и т. д.
Оптимальным вариантом может стать применение такой телемедицинской технологии, как комплект цифровых медицинских устройств, часто представляющий собой телемедицинский чемоданчик с программно-аппаратным комплексом для оперативного обследования и оборудованием для передачи полученных данных профильным специалистам по дистанционной связи.
Различаются несколько форм удаленной помощи:
Конкретный пример
Вне зависимости от формы и целей телемедицинского контакта, врачу нужны достоверные и свежие анализы пациента.
Например, онлайн-терапевты почти всегда хотят изучить анализ мочи пациента, потому что этот комплекс скрининг-тестов дает возможность оперативно выявить целый ряд распространенных заболеваний, начиная от инфекции мочевыводящих путей, почечных расстройств, проблем с печенью до диабета или других метаболических состояний.
Этот анализ обычно связан с определенными неудобствами, денежными и временными затратами, а также с необходимостью неоднократного посещения врача.
Проблема может упроститься для пациентов с хроническими заболеваниями или беременных женщин, которым требуется регулярное наблюдение за состоянием мочи. Российская компания «Этта» выпустила портативный прибор для анализа мочи, который можно использовать в медицинских учреждениях, для исследований на местах выезда мобильной бригады медиков и в домашних условиях.
В клинической практике анализ мочи является наиболее распространенным методом диагностики и мониторинга. В телемедицине с помощью предлагаемого компактного устройства, пациенты могут, не выходя из собственной ванной комнаты собирать данные по 11 показателям здоровья, наиболее часто необходимым для диагностики.
Персональный прибор для анализа мочи ETTA AMP-01 предназначен для ведущих телемедицинские консультации урологов, гинекологов и нефрологов, позволяет сделать услуги этих специалистов более доступными для пациентов. Прибор умеет анализировать мочу с помощью тест-полосок по одиннадцати параметрам, что является одним из самых удобных и эффективных методов тестирования в своем роде. Этот инструмент позволяет получить качественные или полуколичественные результаты и немедленно отправить их к консультирующему специалисту. Точность измерений не отличается от параметров стандартных клинических тестов.
Для проведения анализа тест-полоска окунается в резервуар с мочой, вставляется в кассето-приемник, затем нажимается кнопка для обработки. Результат теста доступен через 1 минуту.
Алгоритм, встроенный в систему, позволяет определить такие параметры, как состояние почек и сердца, вероятность диабета, инфекции мочевыводящих путей и т.д.
Новый инструмент работает в сочетании с мобильным приложением NetHealth, которое можно бесплатно загрузить из Apple Store и Google Play. Используя приложение, требуется загрузить результаты в свой «Личный кабинет» на NetHealth.ru или отправить их лечащему врачу для телеконсультации.
Устройство весит 180 г. и имеет размеры «толстого» смартфона (126x73,5x30 мм). Аккумулятор обеспечивает 250 тестов без подзарядки.
Какие правила надо соблюдать онлайн-практикующим врачам?
Как организованы виртуальные встречи с лечащим доктором?
Является ли телемедицина заменой очного приема врача?
Телемедицина нацелена в первую очередь на людей, живущих в «медицинских пустынях» — отдаленных районах и деревнях без врачей, которым приходится преодолевать многие километры, чтобы проконсультироваться, или ждать месяцами, прежде чем попасть на прием. Однако она не предназначена для замены традиционных кабинетов врачей.
Телемедицина внутри клиники
Отрасль здравоохранения переходит от личного ухода к виртуальному и непосредственно на территории клиник. Частные практики и медицинские учреждения быстро адаптировались к новым алгоритмам профессионального взаимодействия, это позволяет им оставаться гибкими в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
В настоящее время телемедицина является ключевым решением для повышения скорости оказания медицинской помощи и улучшения качества обслуживания пациентов. Поэтому организаторы здравоохранения стали проявлять повышенный интерес к комплексным решениям, например к таким, как инновационные мобильные стойки, разработанные специально для удовлетворения потребностей здравоохранения, предоставляемого в крупных больничных системах для удаленных клиник. Такие передвижные тележки для телемедицины открывают возможности удаленных консультаций, административного сотрудничества и телемедицины, организуют безопасную и эффективную консультацию экспертов.
Телемедицинские стойки, такие как Мобильная стойка v2 (телемедицинская) принадлежат к классу аппаратно-программных комплексов, позволяющих медицинскому учреждению создать автоматизированную телемедицинскую систему с использованием парка медицинского оборудования, имеющегося в учреждении.
Такой телемедицинский стенд полностью соответствует требованиям, содержащимся в 242-ФЗ «О телемедицинских технологиях». В нем дано определение медицинских онлайн-услуг, как информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие медработников в дистанционном формате, как между собой, так и с пациентами, включая в этот круг их законных представителей. Так же поставщик телемедицинских услуг обязан взять на себя ответственность за проведение идентификации и аутентификации указанных лиц, проводить полное документирование их действий при заключении, консультировании, дистанционном медицинском мониторинге состояния здоровья пациентов.
Преимущества данного решения очевидны:
Возможность организации медицинской помощи на расстоянии, тем самым решая проблему равного доступа к квалифицированной помощи для жителей отдаленных регионов. В будущем это решение может быть использовано и для реализации нацпроектов в сфере медицины и здравоохранения.
Врачи в целом поддерживают развитие телемедицины, потому что она позволяет сэкономить время, усовершенствовать профилактику и облегчить доступ к медицинской помощи. В период пандемии более 84% докторов стали использовать в своей работе смартфоны или цифровые планшеты.